Юрий Волхов: «Сердце кровью обливается на это смотреть…»
На фото Николай Бурцев и Юрий Волхов
Он руководил Борисоглебской детско-юношеской спортивной школой 16 лет. При нем наша ДЮСШ стала победителем Всероссийского конкурса «Займись спортом». При нем заняла второе место Всероссийского смотра-конкурса на лучшую постановку массовой физкультурно-спортивной работы по месту жительства граждан. При нем была отмечена дипломом лауреата Всероссийского конкурса в номинации «Лучшая детско–юношеская спортивная школа – 2016», а сам Юрий Вячеславович Волхов был удостоен нагрудного знака «Директор года». В 2017 году, на Всероссийском «Форуме победителей» системы образования Борисоглебская ДЮСШ была награждена в номинации «Гордость России».Можно долго еще рассказывать: про количество и уровень ежегодных соревнований, про урожаи медалей, про подготовленных Мастеров спорта, десятков КМС, тысяч разрядников….
А в 2020 году его уволили. Вернее – с ним просто не продлили контракт. И вместе со своим директором из Борисоглебской ДЮСШ ушла почти вся его команда.
Он уехал в маленькую деревеньку, где остался дом от отца. Занимается сельским хозяйством (хоть и признается: не его это). А еще признается, что за прошедший год почувствовал себя…счастливым человеком. Не верю и уточняю:
- «Счастливым» человеком?
- Да. Это время, которое я провел в деревне, оно было…откуда-то из детства. Нервная система пришла в умиротворённое состояние. Там хорошо. Если бы не интервью с вами, я бы, наверное, оттуда и не приехал сейчас сюда. Сейчас весенняя пора, а у меня там сельскохозяйственные угодья: не ахти какие, но все-таки. Хотя я не люблю заниматься сельским хозяйством. Я люблю работать с людьми. Но - жить там приятно: птички поют, душой отдыхаешь…Правда, при всех обстоятельствах, которые сложились, я не собирался уезжать: хотел еще год поработать. Но…износился. 16 лет работы. В праздники, в выходные. Соревнования, соревнования, соревнования….
- Про обстоятельства Вашего ухода еще поговорим. Давайте небольшой экскурс назад: Вы же выпускник спортивного ВУЗа, а потом много лет работали в БГПИ - Борисоглебском государственном педагогическом институте?
-Да, сначала был Воронежский физкультурный институт. Меня хотели там оставить на кафедре спортивных игр. Был еще вариант тренировать сборную по волейболу от «Трудовых резервов»: давали общежитие, обещали очередь на квартиру. Но, получилось так: Борисоглебск выбирал не я, Борисоглебск выбрал меня. Тогдашний ректор БГПИ Федор Иванович Тараканов приехал к моему ректору в Воронеж , чтобы найти спортивного организатора. И возникла моя кандидатура. Я приехал в Борисоглебск и не жалею об этом. В БГПИ мы провели огромную работу: вместе с преподавателями и студентами организовали туристский клуб, например. Сейчас бывшие воспитанники нашего клуба работают инструкторами по туризму в Краснодаре, в Сочи. А какие походы были: мы весь Советский Союз прошли! Были на Кольском полуострове, в Молдавии, на Южном Урале, на Кавказе….Были походы 4-ой категории сложности, зимний туризм, водный туризм. Прекрасное было время.
- А потом пришел 2004 год и Вас пригласили на должность директора Борисоглебской ДЮСШ.
- Да. Меня пригласили в администрацию Борисоглебского округа. Зам. главы по социальным вопросам тогда была Зоя Анатольевна Шильникова, главой администрации – Иван Николаевич Данилов. Предложили мне перейти в ДЮСШ. Я пришел к себе на кафедру в БГПИ, поделился этим предложением с коллегами…
- Они расстроились, конечно?
- Нет, практически вся кафедра со мной и ушла. Они понимали: нужно что-то делать со спортом в городе. К тому времени Борисоглебский пединститут уже стал потихоньку разваливаться. Никто за него особо не боролся, хотя можно было бы это сделать. БГПИ был очень приличными институтом и давал хорошее образование. Сейчас я удивляюсь: почему, когда институт разваливался, никто не пришел в руководство отделом образования ? Это очень важный вопрос, потому что, на мой взгляд, сейчас образование и культура у нас гибнут на корню.
- То есть, Вы пришли в ДЮСШ уже с командой и начали менять ситуацию в сфере городского спорта?
- Да, но менялась она очень сложно. Все практически надо было делать с нуля: везде был развал. И здесь я благодарен Ивану Николаевичу Данилову: он понимал ситуацию, видел перспективы и знал, что нужно делать. И Зоя Анатольевна Шильникова очень помогала. Вот эти два человека болели душой и делали очень много.
- Я помню, что именно в годы руководства городом И. Н. Даниловым ,на стадионе «Спартак» пытались построить спорткомплекс. Но дело закончилось лишь котлованом. Почему?
- Знаете, сейчас легко рассуждать, но тогда была совсем другая ситуация. Вовсей стране она была другой, понимаете? Сейчас есть программы, и мы говорим: да, у нас там благоустраивается, дороги ремонтируются, строятся объекты. Но - многие не знают, что это просто государственные программы и выделяются на них деньги государства - федеральные и областные. Раньше такого не было. Раньше дороги – за местный бюджет. И бедный Иван Николаевич бегал туда-сюда, пытался что-то сделать. А по поводу спорткомплекса – идея была развить массовый спорт. Помните стадион тех лет? Ничего и никого нет. И строительство спорткомплекса было попыткой хоть что-то создать среди этой разрухи, создать своими руками. А старая лыжная база? У нас была одна из лучших лыжных баз в области. Все делалось своими руками: после 17 часов вечера, отработав, шли туда и делали. Глава нам, как мог – помогал: «Бураны» нам купил…
- Вы, кстати, в курсе, что и открытую в 2017 году лыжную базу в Южном микрорайоне закрывают?
- Да ее давно пытались закрыть. Мы ее отстаивали, приходили с цифрами, говорили, что она нам, практически, ничего не стоит. Абсолютно ничего не стоит. Все там держалось на энтузиазме .
- Как – «ничего не стоит»? Нынешнее руководство ДЮСШ представило совсем другие расчеты, с довольно большими цифрами затрат – на коммуналку, например?
- Да какие там коммунальные услуги? Я читал: что-то там про 200 000 рублей. Откуда это все нашлось – не знаю. Так, вот продолжу о временах 2004-2007 годов: мы первыми стали проводить вот эти массовые соревнования «Кросс наций», «Лыжня России», «Российский азимут». Причем – мы никого не заставляли и массовость не нагоняли. Напрямую – отдельно от Воронежа - работали с министерством и министерство было очень довольно работой Борисоглебска: наш город там наконец зазвучал. А потом министр пришел другой и стали давать атрибутику и футболки на массовые соревнования только на региональные центры. Я бился, просил «поделиться», рассказывал, что у нас только на «Кросс наций» 4500 выходило участников. Сказали – нет, приезжайте в Воронеж. Тогда мы стали здесь свои массовые соревнования проводить, и они очень неплохо получались: эстафета в честь Дня Победы, например. Мы очень много сделали, я считаю. А главное – все поверили и увидели: и в маленьком городке можно развить массовый спорт.
- Кстати, помню Вас критиковали за эту массовость и «многожанровость»: мол, Вы распыляетесь – и кроссы, и чемпионаты по рыбалке,- а нужно сосредоточится на каких-то отдельных видах спорта и там , так сказать, «работать на результат»…
- Спорт высших достижений – это школа олимпийской подготовки, это другие структуры, а мы этим требованиям не соответствуем. Да, у нас была задача – массовость: чтобы люди приходили в залы, на стадионы. Вот это – главная задача! И мы с ней справились с лихвой, я считаю! И «многожанровость» - тоже правильно: кото-то любит рыбалку, кто-то любит лыжи. И мы предоставляли эти услуги. Кстати, хочу сказать: вот у нас опять все перекошено – вчера прочитал в воронежских новостях, что у нас в Воронежской области 47% регулярно занимаются спортом. Это смешно. У нас даже в советские годы таких приписок не было. Откуда эти 47% ?Регулярно заниматься спортом – это 3 раза в неделю по полтора часа люди должны заниматься. Ну где это? У нас даже по социальным нормативам инфраструктура не соответствует: людям просто негде заниматься. Вот, например – бассейн. У нас в городе, на наше население, должно быть 13- 14 бассейнов! Есть старая история, которую в свое время приводили в департаменте образования. «Поставили задачу: надо массовость. Вопрос: а как считать эту массовость? Как считать – да очень просто! Приходишь в торговые точки и спрашиваешь: вы сколько пар кроссовок продали? Получили ответ – столько и пишите, значит столько и занимаются!» Вот, она – статистика! Но Борисоглебск, я хочу сказать, в этом плане отличается в выгодную сторону.
- Юрий Вячеславович, когда Вы почувствовали на себе давление и поняли, что работать становится трудно – при всей Вашей любви к этой работе?
- Последние 3 года, наверное… Причем, я не скажу, что это было «давление».
- Непонимание?
- Я не могу охарактеризовать, что это было. Они, как бы …стали игнорировать Борисоглебскую детско-юношескую спортивную школу полностью.
- «Они», это – администрация БГО?
- Я так думаю, что да. Люди, конечно, всегда поддерживали, помогали и до сих пор сожалеют , что распался тот состав ДЮСШ, который был. Сейчас пытаются, конечно, пустить пыль в глаза – что у них «не хуже-не лучше» , но … Читаю, например, статью «Прошел открытый чемпионат БГО по футболу среди такого-то года рождения». Ребят, ну если профессионалы, вы же должны знать, что чемпионат – это без ограничения возраста. А если вы возраст ограничиваете, то это, как минимум - первенство! Или - открытый турнир. Даже с терминологией – беда.
- Вы сказали, что ДЮСШ в последние три года Вашего руководства стали игнорировать.
-Понимаете, у нашей школы не так давно был юбилей. Кстати – Борисоглебская ДЮСШ является старейшей в Воронежской области. И был на стадионе какой-то праздник. Шли коллективы и несли транспаранты: кому-то там 10 лет, кому-то 20. Нам было 70 лет, и думаете мы там шли? Мы не шли. Про нас просто забыли. А мы были одной из лучших ДЮСШ в России – по многим показателям! И Чемпионы Европы у нас были, и в состав сборной входили.
- Вы были готовы к тому, что администрация БГО не продлит с Вами контракт?
- Да, был готов. Сейчас в администрации, к сожалению, все держится на страхе. С руководителями заключался контракт на год. На год. Горизонт планирования у человека – год. Что он в этом случае делает? Да ничего он не делает! Сидит на попе ровно и не проявляет инициативу. Вот это – проблема! И вопрос обо мне - он решался давно. И была категория людей, которые нас пытались унизить, «подставить». Но никто не мог сказать, что у нас – непрофессиональный коллектив. Даже воронежские ребята нас приезжали проверять и сказали: «Даже на сайт вашей школы заходишь – и все видно. В залы заходишь – и видно. Профессионалы».
- Как Вам сообщили о Вашем увольнении?
- Меня и моего зама Любовь Михайловну Овчинникову пригласила к себе зам. главы администрации Галина Владимировна Ильина. Она сказала: «Юрий Вячеславович, такая ситуация: глава решил с вами контракт не продлевать». Я сказал: «Это его право». «Кого вы видите на своем месте?». Я говорю: «Это уже ваши проблемы - кто будет на моем месте». Предлагают Любови Михайловне. Она отказывается. Предлагают руководителю организационно-массового отдела Сергею Валентиновичу Коневу. Он отказывается. Предлагают моему заму по хозяйству Шептухину Сергею Ивановичу. Он отказывается. Все, кому предлагали – сказали: «Нет».
- Все они ушли вместе с Вами?
- В большинстве своем – да.
- И куда? Как и Вы – в деревню уехали?
- Кто куда. Конев в Грибановке сейчас. Мне особенно его жалко: очень ответственный, знающий человек. Любовь Михайловна в Борисоглебске работает. Сергей Иванович в никуда ушел….
- Почему Вы уехали в деревню? С Вашим опытом и профессионализмом Вы могли устроиться где-нибудь в другом районе, например.
- Я сказал себе: год отдыхаю. А предложения были: и Воронеж, и другие города. А Борисоглебск… Я часто вспоминаю, как приехал сюда впервые, каким он показался мне чистым. Вы знаете, сейчас почему-то принято считать, что благоустройство города началось всего несколько лет назад. А на самом деле Борисоглебск в советское время входил в тройку лучших городов России по организации хозяйства и быта. Они получали дипломы и грамоты. Он всегда был городом чистым. Он всегда был городом зелёным. Он всегда был благоустроенным. Он всегда был культурным городом. А сейчас мы его превращаем… У нас остался только театр. И больше всего меня печалит образование и культура. Чтобы руководить культурой, нужно хотя бы базовое образование. А в отделе культуры - не только институт искусств, но даже культпросветучилище, по-моему, никто не закончил. Мы говорим об образовании, а в отделе образования - люди, которые ни дня не работали в школе. Наверное, сейчас стиль такой, время «других людей». Со мной, наверное, и контракт не захотели продлевать, что я на совещаниях в отделе образования не молчал. Там, на этих совещаниях, занимаются чем угодно – только не образованием. Там «окна мыть надо», там «надо сосульки сбивать», там «надо газеты выписывать». А мне, когда говорят: «Ребята, надо спасать газету!», я отвечаю: «А газета не пытается реформироваться? Правду она писать не хочет начать?». Мы, когда соревнования проводили – никого палкой не загоняли. Люди сами приходили и с большим удовольствием приходили. И пока наработки прежние живы, соревнования будут проводиться. Вот – лыжи в этом году провели, немного не так, конечно, но провели. Но, я думаю, этих старых наработок хватит года на три. И у меня сердце обливается кровью, когда я сегодня читаю: «В спорткомплексе «Борисоглебский» прошли соревнования по гиревому спорту.» Мама моя дорогая… Если бы эти люди знали, каким способом достался нам этот паркет для СК. Как мы его доставали! И вот такие соревнования проводить на таком паркете?! Лучше бы это не читать и лучше бы это не смотреть!
- Так Вы вернетесь еще к любимой работе или нет?
- Я, наверное, пойду в депутаты (смеется). Это шутка. Хотя с моим опытом и возрастом – можно.
P/S Когда мы уже закончили беседу, и я уехал писать текст, Юрий Вячеславович вдруг позвонил и сказал:
- Николай, я забыл сказать самое главное. Допиши, пожалуйста. Я хочу сказать огромное спасибо всем тем, с кем я работал. Всему нашему коллективу ДЮСШ. Огромное спасибо вам, ребята….
Интервью записал Николай Бурцев
Новости на Блoкнoт-Борисоглебск