День народного единства и Казанской иконы Божией Матери отмечают в России сегодня
История и смыслы праздника
4 ноября в России отмечается День народного единства. История праздника связана с победой народного ополчения над поляками в 1612 году, когда под предводительством Минина и Пожарского был взят Китай-город и освобожден Кремль. В день народного единства отмечается также день Казанской иконы Божией Матери. И эти два праздника неразрывно связаны.
Исторической основой празднования Дня народного единства стали события начала XVII века. После смерти царя Феодора Иоанновича, не оставившего наследника, династия Рюриковичей оборвалась. В России бушевала смута. На трон взошёл брат жены Феодора, Ирины, Борис Годунов, однако многим новый царь не пришёлся по душе. Рост волнений сопровождался тремя неурожайными годами и голодом.
Ситуация усугубилась с появлением на политической арене человека, называвшего себя оставшимся в живых царевичем Дмитрием — погибшим маленьким сыном Иоанна Грозного, а в действительности — расстриженного монаха Григория Отрепьева. Заручившись поддержкой польского короля Сигизмунда III, он захватил российский трон. Воцарение Отрепьева, который вошел в историю как Лжедмитрий I, ознаменовало начало полного политического хаоса в стране. В течение последующих восьми лет на российском троне успели побывать несколько человек, двое из которых тоже выдавали себя за царевича Дмитрия. То там, то здесь возникали вооруженные восстания. Поддерживавшие самозванцев польские интервенты начали устанавливать в стране свои порядки.
В 1611 году в стране зародилось национально-освободительное движение. Были сформированы сначала Первое, а потом Второе народное ополчение. Последнее возглавили нижегородский купец Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский. Под их предводительством в 1612 году народное ополчение двинулось на Москву.
Во время сбора народного ополчения жители Казани, присоединившиеся к войску, передали князю Дмитрию Пожарскому список почитаемой Казанской иконы. Перед этой иконой стали служиться молебны. Икона сопровождала войско вплоть до Москвы.
Перед штурмом столицы ополченцы установили трехдневный пост и стали молиться Пресвятой Богородице. А в ночь перед началом штурма Китай-города архиепископу Архангельскому Арсению, викарию Московской епархии, находившемуся тогда в темнице в Кремле, явился преподобный Сергий Радонежский и объявил, что молитвы ополченцев услышаны и по предстательству Божией Матери Москва будет взята уже завтра. Так и случилось.
22 октября (1 ноября по н. ст.) русское войско взяло штурмом Китай-город. Через четыре дня был заключён договор о капитуляции польско-литовского гарнизона, а ещё через один день, 27 октября (6 ноября) Кремль покинули остатки войска захватчиков. Смутное время завершилось. Началась новая эпоха — эпоха династии Романовых.
А уже в 1613 году по инициативе новоизбранного царя Михаила Феодоровича Романова. В 1649 году по указу царя Алексея Михайловича этот день стал официальным церковным и государственным праздником в честь Казанской иконы Божией Матери — в благодарность за заступничество через нее Богородицы при освобождении Москвы от польских интервентов. Он отмечался 22 октября (4 ноября по новому стилю).
В наше время, начиная с 2005 года, в этот день, 4 ноября, День народного единства отмечается как светский праздник, а православные христиане отмечают День Казанской иконы Божией Матери.
Юрий Морозов
Новости на Блoкнoт-Борисоглебск